Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Для того, чтобы ваши занятия с ребенком приносили наибольшую пользу, необходимо развивать его зону ближайшего развития. Понятие «зона ближайшего развития» ввел в обиход отечественный психолог Лев Семенович Выгодский еще в начале 20 века. Уже после его смерти это понятие получило широкое распространение за рубежом и стало активно использоваться в обучении детей.

Если кратко, Зона ближайшего развития предполагает что, что ребенок будет способен делать самостоятельно в ближайшее время. И в эту зону входит то, что ребенок в настоящее время может делать вместе, либо под руководством взрослого, коллектива и т.п.

Если вы хотите чему-то научить ребенка, вам надо пройти несколько этапов.

1. Начать это делать самому при ребенке.
2. Делать это совместно с ребенком.
3. Позволить это делать ребенку самостоятельно, под вашим руководством.
4. И наконец, ребенок начнет это делать самостоятельно.

Особо следует обратить внимание на то, какими по продолжительности должен быть каждый из этапов. Безусловно, здесь нет и не может быть жестко установленных сроков. Единственный правильный вариант определить продолжительность этапа, наблюдать за ребенком. Смотрите, что ребенок уже стремится делать самостоятельно и не мешайте ему. Зачастую, взрослым трудно удержаться от совета или помощи, и именно это тормозит развитие ребенка. Мама, видя как малыш старается что-то сделать, но у него не получается, стремительно бросается ему на помощь. Это не позволяет ребенку развивать навыки и умения, отучает ребенка мыслить, искать решения и доводить начатое до конца.

Ребенку необходимо помочь, только тогда, когда он просит о помощи. Но и тут взрослых поджидает очередная тонкость — если ребенок просит помочь, ему надо помочь! Не стоит в такие моменты уговаривать его подумать, постараться, явно давать понять, что вы знаете, как помочь, не помогать не станете.

Во-первых, это не способствует развитию ребенка. Во-вторых, это отучает просить о помощи, и в-третьих, подрывает доверие к вам, как к взрослому, надежному человеку.

Если ребенок просит о помощи, значит он находится на стадии «делать совместно», или «самостоятельно, но под руководством». И не надо его уводить с данного этапа насильно. Точно также, как не надо искусственно задерживать на каком-то этапе. Между этапами тонкая грань, которую надо прочувствовать. Этому можно научиться, лишь постоянно наблюдая за ребенком и воспринимая его как личность.

Зона ближайшего развития. Пример.
1. Младенец смотрит, как взрослый ест ложкой.
2. Мама кормит ребенка с ложки.
3. Малыш сам начинает пользоваться ложкой, мама подсказывает, направляет, помогает.
4. Ребенок начинает кушать самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Instagram