Почему метод обучения чтению целыми словами распространён за границей, но не подходит для русских детей

Почему метод обучения чтению целыми словами распространён за границей, но не подходит для русских детей

Меня часто спрашивают, что я думаю об обучении чтению целыми словами и почему я не использую этот метод в своих занятиях.

С чего начиналось

Давайте обратимся к истории. С XVI века в России использовали буквослагательный метод. Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? —  «ба-ба». Такой чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали. Недостатки этого метода: во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три — четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

Истоки метода Н.А. Зайцева

На смену этому методу в XIX веке появился слоговой. Стали не буквы изучать, а слоги показывать, как Зайцев на кубиках: слоги, слоги, слоги… Их надо выучить. Дети видят их на кубиках (карточках, таблицах) и запоминают, не понимают, но запоминают. С 3 лет дети, манипулируя кубиками, где нарисованы слоги, начинают их комбинировать, и, казалось бы, читать по слогам. Составил кубики с известными слогами и читает. Эффект хороший, в 3 года читает, раннее обучение! Зайцев ездит с семинарами, продает эти кубики с инструкциями, до сих пор есть детские сады, которые работают по этой методике. Но история отвергла этот метод, он не прижился.

Недостатки слогового метода обучения чтению

Почему? В чем недостатки? Он все равно механический! Да, он сокращал сроки, потому что из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов. Ученикам предлагалось выучивать сразу слоги. Но откуда взялись слоги дети тоже не знали! Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому, когда такие дети идут в школу и начинается звуковой анализ слова, то, что они складывали слоги –не помогает, у таких детей много ошибок при письме, они не слышат, как звlittle girl reading a bookучит слово. У нас письмо звукобуквенное, мы определяем по звучанию какую букву написать и пишем ее. Чем прозрачнее для человека звуковая ткань слова, тем грамотнее письмо. Поэтому на смену слоговому методу пришел звуковой-аналитико-синтетический метод. Начинается с разложения слов на слоги, звуки — это анализ, а потом соединения их — синтез. Более развивающий метод, более понятный детям.

Метод целых слов

Широко используется родителями, заимствован из Америки. Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы – красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов. Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово!

Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным?

Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает. Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском. Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать.

Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 35 году прошлого века был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении. Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

То же с Японским языком – иероглиф обозначает слово, поэтому у них обучение на словах и заканчивается, а мы должны знакомиться с буквами и звуками. И в связи с этим, применяя японский Шичида метод обучения детей, я опускаю занятия по обучению чтению методом целых слов.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, делитесь своим опытом обучения чтению.

Если статья понравилась, расскажите о ней друзьям, нажав на кнопки социальных сетей.

4 comments

  1. Очень интересно. Я не учила читать своих детей ни слоговым методом, ни целыми словами, и никак не буквами, а только звуковыми обозначениями букв и их слиянию. Вообще не вижу смысла в раннем обучении чтению, детям дошкольного возраста чтение попросту не нужно. Как только возникает интерес, то ребенок постепенно сам начнет учиться, а нам останется только помочь. С дочкой мы учили звуки, знали их все, прекрасно читали буквы, но так и не научились сливать их до 5 лет. В этом возрасте все прошло буквально за два занятия. Средний сын заинтересовался буквами около 4 лет. Сам стал спрашивать, выучил все звуки, стал записывать простые слова. После этого он захотел читать. Сейчас читает сам, но есть ошибки в сложении слогов, но я с ним не занималась по гласным-согласным, потому он сливает буквы, как ему вздумается — по 2,3,4, все зависимости от слогов. Но главное, он четко понимает, что читает, он не теряет смысл. До школы нам еще чуть больше года, вот сейчас, когда он начал активно читать, я и занялась слогами с ним. Думаю, что времени у нас вагон, чтобы исправить неточности слогосложения. Спасибо за статью, полностью согласна с вашим мнением.

    1. Согласна полностью. Детям о школы есть чем заняться гораздо более полезным, чем чтение! Если уж явно интерес проявляет, свой собственный, а не спровоцированный родителями, то можно. А так… не стоит)

  2. Когда я читаю или слышу про чтение целыми словами, то невольно в памяти возникает Глен Доман со своими карточками.
    А вообще, да. Согласна. Для наших детей традиционный вариант обучения от звука к слиянию звуков, которые образовывают слог — самый удачный вариант. Это дошкольники. Школьники изучают букву и звук, который она дает.

  3. Копалась в этом вопросе из — за профессиональной необходимости. :) Действительно, чтобы понимать, подходит или не подходит, очень полезно вникнуть в то, что послужило источником для возникновения той или иной методики. Например, Зайцев изначально разработал свою методику для обучения русскому языку иностранцев. Русский — очень сложный язык, а ему необходимо было не столько вдаваться в нюансы, сколько создать условия для максимально быстрого эффекта. И если посмотреть на эту сторону вопроса, то он — большой молодец! Если смысл заключался только в том, чтобы появилась возможность общения и ПОНИМАНИЯ, то это, как показала практика, один из лучших вариантов. Однако, действительно, для русскоязычных детей нашей страны этот метод себя не оправдал. Да, результатов можно добиться, но сколько потом (не всегда, но нередко) надо исправлять… Тот же метод целых слов. Здесь и языковые особенности, несомненно, и понимание нормы развития. Как и с Гленом Доманом примерно так же… Эти методики очень хороши, когда мы работаем с детками, у которых особенности развития. Эти подходы себя более чем оправдали. Они опираются на механизмы памяти прежде всего, а этот психический процесс чаще всего и «опорный», и менее из всех психических процессов искажён, говоря простым языком. Кстати, именно по этой причине в раннем возрасте удаётся добиваться впечатляющих показателей — всё память. :) Но при нормальном и опережающем развитии детям необходимо предоставлять стимулы для развития мышления как можно раньше, так как для этого все предпосылки уже есть.
    Действительно, если брать метод Шичида, то, таким образом, мы игнорируем языковую среду, в которой ребёнок развивается, а это в корне неверно. :) А у нас очень важен фонематический анализ слов, потому — то первым делом, особенно в раннем возрасте, лучше уделить внимание развитию фонематического слуха — благо игр предостаточно. А потом, при интересе ребёнка, а он, несомненно, придёт, если взрослый будет создавать стимулирующую развивающую среду, уже обучать чтению — слиянию букв, слогов. Вот тут, кстати, стоит сделать акцент на музыкальных занятиях — пение. Вот и пришли к мысли, как полезны колыбельные и пение мамы. :))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Instagram