Развитие системного мышления

Развитие системного мышления

Девятиэкранник — одно из первых упражнений, для развития системного мышления.

Девятиэкранник

Девятиэкранник

Рассматривая, ту или иную категорию в системе мы можем проследить чем предмет был до, чем станет после. Также мы видим надсистему и подсистему предмета.
То есть человек сразу видит:
каким этот предмет был раньше,
какой он сейчас,
чем он будет через время,
частью чего он является.

Изучая новую тему с ребенком важно заполнять с ним вот такие девятиэкранники. Особенно это актуально для детей младшего школьного возраста.
Заполняя экраны, можно использовать как картинки, так и написания слов, их графическое (символическое изображение). Выбор зависит от возрастных особенностей детей и имеющегося объема знаний у детей.
В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:
— выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
— определяется подсистема природного объекта.
— определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
— рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
— рассматривается развитие объекта в будущем.

Используя девятиэкранник, можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.
Все это позволяет формировать у ребенка единую систему окружающего мира, способствует развитию системного мышления.
Задача взрослого — дать ребенку информацию о настоящем и прошлом. Самое сложное для ребенка — сформулировать будущее. Когда мы рассматриваем предмет с точки зрения уже известного будущего (например, котенок вырастает в кота) тут опять же взрослый помогает ребенку определить будущее, а если вы рассматриваете будущее, которое нам не известно (давай представим, какие дома будут у людей через 50 лет), тут простор для фантазии и взрослому вмешиваться в ход мыслей ребенка — крайне не желательно.
Тут взрослому необходимо лишь помочь ребенку проследить взаимосвязь между прошлым и будущим.
Что метод системного анализа (МСА) – девятиэкранник дает в работе с дошкольниками?
1) Наглядно видно, какие знания малыш уже усвоил, а какие только предстоит.
2) Возможность дать новые знания и материалы в системе от простого к сложному.
3) Происходит осознание, как при помощи полученных знаний создавать что-то новое.

Применение ТРИЗ-технологий учит детей думать, формирует творческую личность, с системным воображением.
При этом следует понимать, чтоб творчество не ограничивается художественными и музыкальными видами. Существует производственно-техническое, изобретательское, научное творчество.

Использовать девятиэкранник в полной мере можно уже в старшем дошкольном возрасте. А начинать надо с его урезанной версии: горизонтального и вертикального трехэкранника. Лучше всего начинать с технологических цепочек, или как ее чаще называют игры «Эволюция», о которой говорила М. Монтессори.

жизненный цикл лягушки

жизненный цикл лягушки

Да и с более старшими детками, необязательно рассматривать сразу все 9 экранов, в одной игре, на одном занятии можно рассмотреть только часть, а позже, сложить все экраны в единое целое.
Усложняя игры, можно переходить к рассмотрению через девятиэкранник каждого экрана предыдущего девятиэкранника. Так, ребенок будет углублять свои знания о предмете, постепенно переходя к новым темам.
Более того, один предмет можно рассматривать с разных сторон. Например, дерево. Можно рассмотреть его жизненный цикл, а можно рассматривать как дерево выглядит в разное время года, а потом рассмотреть как дерево выглядит в разные месяца одного времени года и т.д.

Лучше всего, если развивая системное мышление, вы сможете наложить на девятиэкранник сказку, историю или игру.

2 comments

  1. А можете привести пример девятиэкранника например на кошке? А то я что-то не поняла верхнюю и нижнюю строчки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Instagram