Игры с блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша

блокиСейчас в продаже много альбомов для игр с блоками Дьенеша. Игра по ним сводится к тому, что ребенок просто выкладывает блоки на схему и получает объемную картинку.

Но какой прок от такой игры? Да, ребенок научится действовать по образцу. Подбирать по картинке соответствующую по цвету и форме фигуру. Но это уровень развития – до двух, максимум трех лет.

Так почему же рекомендуемый возраст игры от 3 до 8? В чем логическая составляющая игры не зря же это именно логические блоки? И нужны ли вообще подобные альбомы? Давайте попробуем разобраться.

Приобретая игру, вы приобретаете и инструкцию к ней. Там приведены примеры игр от самых простых к сложным математическим явлениям, изучаемым в средней школе. Но дело в том, что в инструкции игры описаны довольно сухим языком и часто, приобретя блоки Дьенеша, родители начинают играть с детьми по инструкции, игра ребенка не увлекает и в итоге либо блоки Дьенеша отправляются на полку, либо ребенок использует по принципу конструктора или мозаики.

И вот тут вам на помощь придут альбомы! Но только их надо не просто выдать ребенку, а играть вместе с ним. В идеале вы вообще не показываете ребенку альбом первое времяm а просто черпаете от туда идеи для своих игр, это особенно хорошо для тех, у кому не хватает фантазии или времени придумать свои фигуры, для выкладывания их из блоков.

И так, берем любую фигуру из альбома и начинаем играть с ребенком. Фигуры надо подбирать в соответствии с возрастом ребенка, на альбомах он обычно указан. И начинаем!

Если ребенок совсем маленький, то его можно просто просить дать вам ту или иную деталь в зависимости от цвета, формы, размера. Учить таким образом цвета и формы  можно с года.

Дальше можно помогать ребенку строить фигуры, посредством словесных инструкций: дай мне красный треугольник, желтый квадрат и т.д. Тут же можно знакомить ребенка с ориентацией в пространстве: возьми красный квадрат (положили перед собой), возьми желтый треугольник и положи его над квадратом (сверху) – получился домик. Возьми кружок – положи на квадрат – окошко в домике.

А вот с 3-4 лет можно ребенку вводить такие понятия как «такой же» и «не такой». Интересней всего это делать опять же в процессе выкладывания рисунков. Взрослый садится выкладывать рисунок и просит помочь: дай мне треугольник такой же по цвету, как вот этот квадрат. Дай мне круг, отличающийся по цвету от квадрата и треугольника и т.п.

Выложив какой-то рисунок, например, из толстых фигур, можно попросить ребенка выложить такой же, только из тонких, или  отличающийся по цвету.

После освоения таких простых игр, четкого уяснения имеющихся в блоках формы, цвета,  размера, толщины и понятий «такой же», «не такой» — уже легко можно переходить к играм из инструкции, а альбом с образцами отдать ребенку для развлечения и просто выкладывания рисунков.

 

4 comments

  1. Мы используем блоки для симметрии, я выкладываю определенный рисунок на одной стороне от линейки, а ребенок выкладывает потом симметрично. Рисунки можно выкладывать от простого к сложному, очень интересно и познавательно.

    1. Марина, а вы играете сразу двумя наборами? Там же нет одинаковых блоков. Или вы берете фигуры одинаковые по форме?

  2. Весь смысл альбомов в том, не чтобы научить действовать ребенка по образцу, а чтобы ребенок научился анализировать, соотносить. Вы правильно подметили, когда писали про понятия «такой же». В альбоме принцип тот же. Ребенок смотрит на изображение в альбоме, анализирует его: из каких фигур состоит изображение? Зрительно учиться вычленять такие же фигуры, искать и путем соотнесения кладет на шаблон. Для маленьких детей это сложно. Потом, когда ребенок понял принцип, освоил выкладывание фигур по образцу, пришло понимание, что какое-то животное может состоять из таких-то форм, то он смело может сам фантазировать и придумывать свои варианты. Этот же принцип лежит в основе лепки из пластилина и рисования: например, цыпленка можно слепить или нарисовать из двух кругов.

  3. Очень люблю Блоки Дьенеша, в работе с дошкольниками один из моих основных инструментов. Нередко в ход идут сразу несколько коробочек. И вот, что интересно и действительно так и есть, в методике представлены игры, которые служат толчком к пониманию сути этой методики, но это только первая ступень. А альбомы дарят второе, и третье, и т.д. вдохновение — согласна. :) Сейчас, когда уже опробовано многое, могу сказать, что даже без бумажных пособий сами Блоки — отличный материал. Нередко я применяю их в играх в качестве замещающих образов — те же печенки и т.п., в знакомых играх от «Чудесного мешочка» до шифровок. И всегда рекомендую родителям их приобрести для домашних игровых занятий.
    Светлана, пришла к Вам с БМ и с большим интересом знакомлюсь с Вашей домашней школой! Она достойна восхищения. :) Вы — молодец! :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Instagram