Что делать, если ребенок не говорит

Что делать, если ребенок не говорит

Развитие речиКогда у ребенка возникают трудности с освоением речи, родителям следует всячески стимулировать его речь пытаться разговорить ребенка.
Давайте рассмотрим, как это можно делать:
1. Обучайте ребенка выражать свои мысли любым доступным способом


На начальном этапе хорошо, побуждать ребенка не только к непосредственной речи, но и к любым звукам, движениям, жестам. Начинать ребенка обучать языку жестов можно еще до года. Исследования выявили закономерность: дети, освоившие язык жестов в раннем дошкольном возрасте, в дальнейшем овладевают речью лучше, чем их сверстники.
2. Озвучивайте желания ребенка
Если вы догадались о том, что хочет до вас донести ребенок – проговорите это. Тем самым, вы собственным примером покажите ребенку, как надо было сказать. Не заставляйте ребенка повторять за вами. И никакими другими способами не акцентируйте внимание на том, что вы озвучиваете то, что ребенок не может сказать сам. Все должно быть естественно.
3. Предложите ребенку выбор из нескольких вариантов.
Если у вас несколько предположений относительно того, что хочет сказать ребенок – озвучьте их, предоставив ребенку объяснить вам, какое из ваших предположений верное.
4. Задавайте наводящие вопросы.
Пройдя предыдущие этапы, переходите к следующему – задавайте наводящие вопросы. Сначала это могут быть вопросы, подразумевающие ответ да или нет. Но постепенно усложняйте их.
5. Побуждайте ребенка к использованию всех имеющихся у него речевых навыков
Иногда полезно заставить ребенка объяснять вам, что он хочет даже, когда вы его уже поняли. Чтобы не было ситуации, как в известном анекдоте:
В одной очень богатой семье был единственный сын, который ничего не говорил. Этого мальчика таскали к различным профессорам и логопедам; все разводили руками и ничего не могли поделать.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, вся семья завтракала. И вдруг мальчик как закричит ’Почему каша пересолена?’ Родители сразу же забегали вокруг него, стали спрашивать ’Почему же ты раньше не говорил?’, а он ответил ’А раньше все было хорошо!’
Однако, будьте очень осторожны, применяя этот способ стимулирования речи. Ребенку вряд ли понравится то, что его не понимают. Такие ситуации чаще вызывают раздражение ребенка, что никак не стимулирует детскую речь.
6. Давайте ребенку возможность быть ведущим в ваших совместных играх.

Пускай он сам придумывает и разыгрывает сюжет. Оказывая ребенку помощь, не перехватывайте на себя инициативу.
7. Занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией.

Пускай у вашего творчества будет простой сюжет, но оно обязательно должно сопровождаться речевым общением.
8. Ближе к 3 годам создавайте условия, в которых ребенок может взаимодействовать с другими детьми.

Помогайте детям наладить игру, общение.

Узнать больше про развитие речи.

4 comments

  1. вот почитала и только вздыхаю… на практике все не так! моему ребенку 2,10, говорит плохо, но! на своем то она лопочет только уши затыкай
    совет № 2 — ее все устраивает, она кивает головой и даже говорит «ага», на мое озвучивание и это нифига не двигает с места развитие речи, я ее поняла и все для нее хорошо, особенно что не принуждаю повторять, считаю это еще до 2х лет нормально, но поооозже уже как издевательств над мамой
    совет № 3 — выбор! хахаха! вообще я всегда предоставляю ребенку выбор, например какую юбку ты хочешь одеть, эту или эту (кстати, хорошо ограниченный вопрос одевания без перерывания всего гардероба и с выбором), так вот если показать, то она ткнет пальцем, а если на словах спрашивать будет она молоко или компот, то тут ребенка «глючит», сперва туго соображается что же мне предложили, при повторении уже ощущается мысль и когда выбор сделан, тоооооо… ребенок в полной прострации как же объяснить свой выбор, если на него тыкнуть нельзя
    совет № 6 — один только раз у меня зачесались руки помочь ребенку детальку пазла приладить, а то не влезало, на что доча быстро все стало спихивать чтоб я делала, а не она, после этого раза у меня руки не чешутся на помощь
    совет № 7 — она замечательно и клеит и рисует в меру своего возраста и ножницы держит и руками много всего может в том числе молнию на одежде застегнуть, и вот с этим мы пришли к голопеду и я озвучила «она руками много чего может, говорят это связано», на что логопед слегка улыбнулась, и сказала «говорят…»
    совет № 8 — да уж с полутора лет в садике, 2ой год общения с прочими детьми и воспитателями на практике не у всех вызывают развитие речи

    и по всем пунктам, когда объяснения заходят в тупик со стороны ребенка, при явном непонимании родителя, причем иногда реально не понимаю, то это вызывает конечно активное недовольство, и вообще резко перестает быть нужным: ты какую книжку хочешь красную, синюю, с мишкой? — НИКАКУЮ!

    1. Юлия, спасибо за Ваше мнение. Но необходимо учитывать, что во-первых, все детки разные. Во-вторых, если ребенок в 2.10 не говорит, значит уже есть какая-то патология, а с ней работают совершенно по-другом, ну и в-третьих, эти рекомендации, в принципе, на детей от 1.5 лет рассчитаны и не являются безусловными, а лишь малая часть, такой сложной для многих проблемы, как развитие речи! И как они не подходят Вашему ребенку, точно также подоят сотням других)

      1. Итог забыла написать! Если есть еще такие как я родители, то не огорчайтесь, что ваш ребенок не входит во все эти рамки и нормы, я вообще предполагаю, что у меня доча с сильно упёртым характером, что не могу сказать будто это плохо в принципе, уверена и она заговорит нормально!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Instagram